Витрины Сальвадора Дали
Принято полагать, что взаимодействие между торговыми брендами и искусством наиболее ярко началось во Франции, поэтому она считается родиной современной витринистики. Одним из скандально известных персонажей здесь был Сальвадор Дали. В Париже 1930-х годов он использовал витрины в качестве сцены для пропаганды идей сюрреализма. Витрин Дали я нашел мало, однако известно, что он плотно работал с Шанель и Гермес.
Эта витрина из музея Дали, сделанная им для дома Шанель, носит название «Ретроспективный женский бюст». Здесь плохо видно из чего состоит винегрет, но в качестве пояснения.. Бюст он дополнил муравьями, кукурузными початками, лентой из старинного проекционного аппарата зоотропа, батоном хлеба с бронзовым чернильным прибором (намёк на профессию адвоката, коим был его отец) и фигурами из картины «Анжелюс» Милле, столь частыми в образной системе Дали. Роль постамента играет рука в чёрной перчатке, вокруг которой обвивается рука из белого парафина. Завершают мешанину акулья челюсть, скелет летающей рыбы, реальная ложка с иллюзорной пластмассовой чашкой и рог носорога.
И ещё раз «Ретроспективный женский бюст» с фигурками из «Анжелюса» Милле и муравьями на лице.
Дали считал такой женский бюст идеальным и приходил в ужас от пышных женских размеров :)
Во второй витрине Дали на фоне тех же фазаньих перьев выделяется жакет от Коко Шанель и приставлены типа скульптуры — «Цветок зла» в форме кувшина из стеклопасты с вставленными в него ступнями (одна — парафиновая, другая — анатомический муляж) и мифологические братья Диоскуры, Кастор и Поллукс. сыновья Зевса и Леды (здесь они представлены в виде 2 статуэток, круглые вершины которых сделаны со слепков попок младенцев). Дали сам всегда отождествлял себя Зевсом, а Гала — Ледой. Как известно из греческой мифологии — они были братом и сестрой.. в общем полный многозначительности бред :)
Есть описание опыта оформления витрин Дали в США, который был недолгим, но заставил прохожих собираться толпами возле его витрин. К сожалению видимо из-за краткости их существования и неожиданности исчезновения, не сохранилось фото данных витрин. В Нью-Йорке в 1939 году он получил заказ на оформление витрин в шикарном магазине Бонуита Теллера на Пятой авеню. Дали выбрал тему «День и ночь» и остался верен своему стилю:
в витрине «Ночь» над балдахином постели висела голова буйвола с окровавленным голубем в зубах, витрина «День» представляла залитую слезами девушку с головой из красных роз, опускающуюся в черную атласную ванну, из покрытых трещинами стен к ней тянулись длинные красные руки. Все на фоне облаков из папье-маше, а сзади на маленьком столике стоял телефон в виде омара, ставший впоследствии популярным образом в ряду других известных артефактов Дали.
Для витрин Дали использовал натуралистичные старые восковые манекены начала ХХ века французской работы с настоящими волосами и вставленными стеклянными глазами (по легенде юной мадам Тюссо), которые нашел в подвале одного из магазинов (существующие тогда уже пластиковые фигуры Дали не воспринимал).
Эти витрины привлекли столько публики, что было сложно пройти по тротуару Пятой авеню. Администрация вынуждена была внести изменения в экспозицию.
Через пару дней Дали, зайдя посмотреть на свое творение, увидел, что самые устрашающие детали убрали, а пыльные восковые фигуры заменили на пластиковые. Дали попытавшись что-то поменять двигая ванну разбил стекло, в итоге пришел в ярость или работая на публику, разорвал на части ненавистную пластиковую даму и вышел через разбитое стекло на улицу, где его арестовала полиция. Прохожие с интересом наблюдали за Дали.
Выходка муссировалась в прессе и привлекла такое внимание к Дали, что следующая его выставка в Нью-Йорке пользовалась огромным успехом – было продано 21 полотно. Жители и гости Нью-Йорка еще долго приходили сюда, говоря о том, как на Пятой авеню Дали разбил витрину и растерзал пластиковую девицу. Торговцы с улицы были счастливы.
Парижский сюрреализм в витринистике был довольно недолгим и был быстро вытеснен немецкой школой Баухауза, основанной на минимализме.
Автор: Евгений Климов